Зеленый свет для грузинской продукции

Зеленый свет для грузинской продукцииГлавный санитарный врач Российской Федерации, Геннадий Онищенко, считает, что с большой долей вероятности начиная с весны нынешнего года некогда любимые россиянами минеральную воду марки «Боржоми», грузинские вина и продукты сельского хозяйства станет возможно вновь увидеть на полках российских магазинов.

При этом предлагается известный так называемый «молдавский сценарий» возврата грузинских вин в Россию – через выделенные для этих целей специальные таможенные пункты. Прогнозируемая специалистами доля грузинского вина на российском рынке не превысит 2-3 процента, что в разы меньше показателей до введения эмбарго (8.2 процента).

На днях господин Онищенко назвал успешными результаты первого раунда российско-грузинских переговоров по данному вопросу. Однако глава Роспотребнадзора воздержался от упоминания четких сроков для отмены запрета на поставки продукции сельского хозяйства из Грузии. В то же время его прогнозы относительно конкретных сроков гораздо оптимистичнее, чем предположения Левана Давиташвили, председателя Национального агентства вина Грузии, считающего, что ожидать появления грузинской продукции в России можно не раньше мая. По мнению же Г. Онишенко, это может произойти гораздо раньше, как только грузинские производители пройдут аттестацию у специалистов его ведомства, направляющихся в Грузию уже на следующей неделе.

Близкие к переговорам источники подтверждают вероятность использования схем, которые применялись при отмене запрета на ввоз в Россию вин из Молдавии и сыров из Украины. По словам одного их экспертов, работа по определению наименований продукции уже совсем скоро будет завершена, а первым грузинским продуктом, который может вернуться на прилавки российских магазинов уже в конце феврале может стать минеральная вода «Боржоми».

В компании «Альфа-групп», чей пакет акций в IDS Borjomi Internatoinal составляет 55.7 процентов, не стали комментировать данную информацию и ограничились заявлением о том, что российского потребителя придет обновленная марка воды «Боржоми».

Согласно статистическим данным AC Nielsen за 2005 год, до введения эмбарго на поставку воды марки «Боржоми» в Россию, ее доля на российском рынке бутилированных вод превышала 10 процентов, что было вполне сопоставимо с долями рынка таких крупных международных компаний как Coca-Cola и PepsiCо (до 15 процентов каждая). Сделанные компанией Euromonitor оценочные прогнозы за 2012 год показывают наметившийся рост (примерно в 5.1 процента по сравнению с 2011 годом) российского рынка бутилированной воды как в объемном, так и в денежном выражении. Тройка лидеров данного сегмента рынка на сегодняшний день выглядит следующим образом. Первое место занимает компания PepsiCo, которая после приобретения марок «Ессентуки», «Вимм-Билль-Данн» и «Родники России» заняла 14.9 процентов рынка. За ней со значительным отрывом следует Coca Cola с долей рынка в 8.8 процента. А замыкает тройку IDS Borjomi с 2 процентами.

Напомним, что эмбарго на поставку из Грузии минеральной воды, вина и сельскохозяйственной продукции было введено в 2006 году, вследствие обострения двусторонних отношений между странами.

По мнению Вадима Дробиза, генерального директора ЦИФРА, в данном случае действительно будет применена «молдавская схема или сценарий». При этом он напомнил, что в случае с Молдавией, российская сторона изначально выделила один таможенный терминал, доведя впоследствии число подобных терминалов до четырех. При этом среди первых компаний, вернувшихся на российский рынок, стали компании, принадлежащие полностью или частично акционерам из России.

Согласно приводимой ЦИФРА статистике за 2005 год, доля импортируемого в Россию вина из Грузии составляла 8.5 процентов (3.75 млн. дал), тогда, как из Молдавии было завезено 20 млн. дал вина.

Для справки: эмбарго на поставку вин из Молдавии Роспотребнадзор ввел в одно и то же время с введением запрета на ввоз товаров из Грузии. Однако уже в 2007 году молдавские вина вернулись в Россию. Но, несмотря на снятие эмбарго, общий объем поставленных на российский рынок вин из Молдавии в 2012 году по сравнению с показателями 2005 года снизился в десять раз и едва превысил 2 млн. дал.

Импортеры считают, что в условиях возросшей конкуренции на российском винном рынке Грузии будет очень непросто отвоевать свою долю. По мнению Александра Трушина, генерального директора компании ILS, при ожидаемой цене за бутылку вина в торговой сети около 300-400 рублей, грузинским виноделам придется конкурировать с серьезными соперниками, чья продукция широко представлена в данной ценовой категории, – Францией и Испанией. По его прогнозам, доля вина из Грузии не превысит 2-3 процента от общего винного рынка страны.

По словам Зураба Ткемаладзе, председателя парламентского комитета Грузии, для экономики его страны возобновление поставок грузинской продукции, в особенности вина, в Россию имеет огромное значение. При этом грузинский парламентарий утверждает, что за годы действия запрета качество грузинского вина значительно улучшилось и что после отмены эмбарго к российскому потребителю придет качественно новый продукт.

logo
logo
Таможенный калькулятор Расчет стоимости доставки Заявка на расчет стоимости
Отслеживание груза Конвертер валют Онлайн консультант