Госдума не даст процветать таможенному бизнесу на границах

Остановка таможенного бизнесаДепутаты прикроют «дыры» в законодательстве для таможенников-шантажистов. С этой целью парламентарии хотят приравнять отечественные нормы, регулирующие прохождение грузами таможни, европейским. Таким образом, если в течение одних суток грузоперевозчик не прошел таможню, всю ответственность будет нести та структура, которая учинила ему препятствия. Сотруднику таможни необходимо будет в письменном виде предоставить объяснение причин задержки груза.

Для того, чтобы решить данную задачу, в нижней палате парламента вскоре начнет работу Координационный совет, в состав которого войдут пять комитетов Думы: комитет по международным делам, комитет безопасности, а также комитеты по экономической политике, транспорту и бюджету. Среди членов совета будут представители Министерства экономразвития, ФАС, Федеральной таможенной службы, Министерства транспорта, Росграницы, Генеральной прокуратуры, а также представители Союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты.

Необходимость скорейшего решения поставленной задачи и значимость состава Координационного совета объясняется просто: указания президента и премьера о создании порядка в сфере таможни в настоящее время так и остаются нереализованными.Хотя президент поставил наведение порядка на таможне как одну из приоритетных задач, а премьер-министр неоднократно высказывался о необходимости снижения сроков прохождения границы до семи раз, в настоящее время на границах выстраиваются многокилометровые очереди, а таможенники ответственности за них по-прежнему не несут.

В связи с чем реформы в данном направлении так тяжело идут?

Главной причиной, как говорит первый зампред комитета по транспорту Михаил Брячак, — является закрытость и коррумпированность таможенной сферы.
- Складывается довольно простая схема: чтобы быстро пересечь границу, грузоперевозчику необходимо обратиться в ФГУП «РОСТЭК», Грузовики на таможнекоторый является монополистом на рынке услуг таможни. Его учредила сама Таможенная служба. Данное предприятие работает во всех без исключения регионах и базируется непосредственно на границе. Сотрудниками предприятия на коммерческой основе вновь оформляются аналогичные документы — заполняются декларации, пересчитывается стоимость груза, но в данном случае грузоперевозчик не имеет никаких проблем с прохождением границы, - говорит депутат.
- Однако, согласно постановлению правительства о ряде предприятий, официально ведущих свою деятельность на пропускных пунктах, коммерческих структур, аналогичных «РОСТЭКу», там и быть не может, — заявляет он.
Те, кто решится не прибегать к услугам «РОСТЭКа», асамостоятельно заполнить декларацию или обратиться в другую фирму, будут стоять на границе порядка недели.

«РОСТЭК» не спешит соглашаться с аргументами транспортного комитета.

- Согласно официальной статистике, результат совершенно противоположный, — утверждает в газете «Известия»генеральный директор компании «РОСТЭК» Александр Повсятный. Процент деклараций, которые подаются «РОСТЭКом» составляет порядка 3-х, при этом доля рынка складских услуг временного хранения порядка 10%.

Г-н Повсятный говорит, что «уважаемый депутат, ведущий контроль в Псковщине над долей бизнеса в околотаможенной сфере, пытается таким образом с ним конкурировать».
А все таможенные простои, как уверяют в комитете, оканчиваются не только денежными и временными потерями. Пограничный пункт не оснащен соответствующей бытовой инфраструктурой, предназначенной для организации подобных стоянок. По статистике, предоставленной комитетом, за минувший год семь человек умерло в очереди на контрольном пункте.

Еще одной причиной сверхнеобходимости принятия новых таможенных правил является банальная неконкурентоспособность Российской Федерации при вступлении в ВТО.
- Ввиду подобных таможенных условий основная масса грузоперевозок стала поводиться в обход России. Гораздо легче пересечь границу в Украине и Казахстане, чем простаивать на российской таможне,сетует в разговоре с «Известиями» сотрудник компании-перевозчика.
ТаможняПри этом, вступление Российской Федерации в ВТО предполагает рост товаропотока более чем на 40%.

Произойдет увеличение сроков простоя в два раза, и возникнут уже десятидневные таможенные очереди. В итоге, стоимость товаров будет возрастать, покупательская способность в свою очередь снижаться, — дает прогноз Брячак.

Сегодня наша таможня не двигается в сторону сокращения простоев на границе, — соглашается председатель комитета по экономической политике Игорь Руденский.

Он говорит, что в планы Думы входит максимальное сближение с европейским законодательством в оформлении документов. Планируется к осени сделать документооборот унифицированным с ориентацией на европейские стандарты.
Это, - напоминает Руденский, - когда на все оформление отводится час.

Впрочем, парламентарии не собираются на этом останавливаться, и к началу осени в Госдуму на рассмотрение планируется внести законопроект по вопросам транзита, пролежавший около трех лет «под скуном».

logo
logo
Таможенный калькулятор Расчет стоимости доставки Заявка на расчет стоимости
Отслеживание груза Конвертер валют Онлайн консультант